Со 2 по 14 января гонщики на мотоциклах автомобилях и грузовиках проехали 12 этапов по территории Марокко, Мавритании и Сенегала – в общей сложности более 6000 километров, из которых 3800 км пришлись на африканское бездорожье. Такой маршрут через пустыню Сахара – непростое испытание для любой техники, и пересечение финишной черты уже считается победой. Впервые в истории эту дистанцию преодолел пилот российской команды OxyVolt Арно Жакар на разработанном в России электрическом мотоцикле.
О том, как проходила гонка Арно Жакар рассказал Серебряному Дождю:
«Бывают в жизни такие моменты, когда ваше решение может иметь серьезные последствия: все бросить к чертям или продолжать на одной энергии мечты. С самого начала этот проект выглядел бредово, все светофоры были красными: финансирование, невозможная логистика, временные рамки, квалифицированная команда – из этих главных составляющих не было почти ничего.
Не знаю, что это: черта моего характера или влияние на меня 22-х лет жизни в России, но чем больше меня отговаривают, тем упрямее я иду туда, куда мне советуют не соваться. Когда я сообщил Жан-Луи Шлессеру (легендарный автогонщик, двукратный победитель ралли Париж-Дакар), что через год, в 2018-ом, когда все будет готово и мы создадим прототип, я собираюсь проехать гонку Africa Race на электромотоцикле, он посмеялся и с легкой издевкой сказал: знаешь, через год ты уже не будешь первым, с тобой будут ехать немало «товарищей».
Тогда я понял, что надо стартовать в этом году. То есть через 3 месяца. Мы уже потратили кучу собственных денег на разработку концепта мотоцикла, и по-хорошему для его завершения нужен был еще год. Но его не было. И бюджет был исчерпан. Нам не хватало еще четверти суммы, чтобы закончить проект. Тогда мы отправились к спонсору, и я сказал: мне 45 лет, я вице-чемпион мира по ралли-рэйду, но это было 8 лет назад, пока у нас ничего не готово, и более того, мы не собираемся бороться за подиум. Но! Наш проект – это просто обыкновенная революция в мире транспорта, если у меня получится доехать из Монако до Дакара на электромотоцикле, значит электротранспорт – это не футуризм и фантастика, а реальность и сегодняшняя необходимость. И к моему удивлению спонсор ответил: да.
Разработка такого проекта, то есть создание мотоцикла с нуля: логистика, батареи, автомобили сопровождения, подготовка команды занимает около 3-х лет. Мы сделали это за 4 месяца. Миссия практически невыполнимая. Когда накануне отъезда к нам приезжали журналисты с просьбой хотя бы показать мотоцикл, мы тянули резину – ведь его еще не было, был один жалкий скелет, над которым мы все – я, 4 инженера, мой старший сын, и даже бухгалтер (она поочередно соединяла проводки в батареях) работали денно и нощно. Мотоцикла не было до последнего дня!
Машина сопровождения с нашим главным инженером, нашим фотографом и запчастями приехала во Францию за 2 дня до старта. Второй инженер и оператор прилетают за день до старта, потеряв при этом багаж с важными деталями. Пару бессонных ночей, и мы на старте в Монако. Без тестов и проб я сел на электромотоцикл и стартовал. После официального парадного старта в Монако мы продолжали работать над батареями на пароме в Марокко, чтобы стартовать уже по-настоящему из марокканского Надора.
Приплыв на место, мы выяснили, что одна из 2-х машин сопровождения не заводится. Команда снова в панике. На борт поднимается африканец, вынимает какие-то амулеты, что-то шепчет в двигатель и говорит: Африка ждет вас. Машина заводится, и мы даже не пытаемся понять, что он такого с ней сделал.
На заправке выясняется, что они не берут евро, только марокканские дирхамы. Милая женщина протягивает мне тысячу и говорит: «отдадите на бивуаке». Тогда я еще не знал, что она – мама будущего победителя Africa Eco Race 2017 в классе мото – молодого дарования из Израиля Гева Селлы, отобравшего это звание у норвежца Пала Уллевалсетера.
Из-за того, что нам приходится ждать зарядки батарей, мы приезжаем на бивуаки поздно ночью, когда остальные давно отдыхают, и уезжаем рано утром, когда все еще спят. Две недели мы спали по два часа в день. Все эти две недели мы провели в песке, камнях, пыли и грязи. Мой электромотоцикл разгоняется до 130 км/ч, но в целях сохранения энергии батарей, я еду медленно – 55 км/ч (минимум, чтобы остаться в гонке – 50 км/ч).
Во время этой гонки я «побил наоборот» все свои предыдущие рекорды: я приезжал последним, меня обгоняли все машины и грузовики, разбив камнями из-под колес мой шлем, сломанный температурный зонд почти сжег мне мотор, контроллер сгорел, а один из проводов потихоньку стер датчик, и то, что нам из трех сломанных датчиков удалось сделать один, который дотянул до финиша – это просто чудо.
Но самым сложным была, конечно, зарядка батарей и их доставка в центр пустыни. Наши две машины сопровождения не авторизовали на спецучастки, как мы надеялись, поэтому пришлось искать друзей, которые доставят нам наши 90 кг батарей на каждые 150 км спецучастка. Мы договорились с грузовиками, которые подвозили нам батареи в своем режиме и могли приехать совсем ночью. Это означает, что 150 км на скорости 55 км/ч мне нужно было ехать по кромешной мгле в холодной пустыне…
За гонку я упал трижды: один раз при остановке, как все обычно и делают, второй – ночью в песочной муке. Мое колесо провалилось в этот песок, и я перелетел через руль, проделав свое первое ночное сальто. Слава богу, на маленькой скорости защита сработала, и я остался невредим. В третий раз мотоцикл упал сам, когда надо мной пролетал вертолет, чтобы удостовериться, что все хорошо. В это время я как раз завяз в обжигающем песке под палящим солнцем на спецучастке.
Мы прибыли в Дакар на исходе сил, без сна, исчерпав все личные резервы. Наша команда не выглядит как супермены, но только благодаря команде и поддержке друзей у нас получилось добраться до финиша. Ребятня дает проехать шумным автомобилям и рычащим мотоциклам и обступает мой беззвучный мотоцикл, который не пугает ни людей, ни животных и не дымит выхлопными газами. Наш «ненормальный» мотоцикл встречают аплодисментами: считается не то, как, а то, что вы сделали: вы выиграли ваше сумасшедшее пари – доехать от Монако до Дакара на электромотоцикле!
Съемки, интервью, подиум… Комментатор спрашивает меня: «Может, еще рано для такого амбициозного проекта: столько сложностей, страданий, ночных гонок, ожиданий батарей?» Я отвечаю: "Не может быть рано для того, чтобы быть первым"».
Фото с гонки смотрите в
инстаграме Арно Жакара
.